Первые научно-популярные лекции профессоров в Физико-техническом лицее им. В.П. Ларионова в статусе базовой школы РАН
- Подробности
- Создано 30 Декабрь 2019
- Просмотров: 1165
Первые научно-популярные лекции профессоров
в Физико-техническом лицее им. В.П. Ларионова в статусе базовой школы РАН
«Базовые школы РАН» — это совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации.
С инициативой создания в регионах базовых школ РАН к Президенту РФ В.В. Путину обратился Президент Российской академии наук А.М. Сергеев. Министерство просвещения России всецело поддержало эту инициативу.
Ежегодно России нужно примерно 10 тысяч тех, кто приходит в науку. Ожидается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых.
Школы для проекта выбирала сама Академия с учетом следующих условий: по результатам существующего в России рейтинга в регионах, где имеются крупные научные институты и исследовательские университеты. Всего РАН определено 108 школ в 32 регионах страны.
Александра Максимовна Соловьева, директор ФТЛ: Цель проекта базовых школ Российской академии наук - создать максимально благоприятные условия для выявления и обучения талантливых детей, на построение успешной карьеры выпускников в области науки и высоких технологий.
Почему наш лицей стал участником проекта?
- ФТЛ, согласно официальным рейтингам, показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах;
- ФТЛ использует ресурсы научных институтов РАН, как ИФТПС;
- ФТЛ имеет связи с крупными университетами страны, как Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский университет, СВФУ и др.;
- в лицее работают талантливые педагоги, которые формируют исследовательские умения обучающихся.
Что будет предложено учащимся лицея со стороны РАН и других участников проекта?
- профильные учебные курсы и факультативы;
- курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности;
- индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых;
- научно-популярные и образовательные проекты и сетевые лектории;
- интеллектуальные и творческие конкурсы и соревнования и другие формы.
Для педагогов базовых школ со стороны РАН будут предложены:
- информационные и обучающие семинары, мастер-классы и консультации;
- курсы повышения квалификации, предусматривающие рассмотрение современных научных открытий;
- новые методы обучения и образовательные технологии и другие формы.
На базе нашего лицея 12 декабря впервые состоялись научно-популярные лекции профессоров РАН. У нас в гостях были Марчук Игорь Владимирович, декан механико-математического факультета Новосибирского госуниверситета, доктор физико-математических наук, с лекцией по теме «Теплофизика на земле и в космосе» и Большаков Александр Михайлович, доктор технических наук, член-корреспондент РАН, профессор Института физико-технических проблем Севера, с темой «Основы прочности и надежности материалов и конструкций».
Выступление учёных вызвало большой интерес у лицеистов. Своим мнением о лекции поделился ученик 10Б класса Дручук Георгий: «Встреча с учеными мне очень понравилась. Несмотря на то, что иногда материал бы не до конца понятным, профессора были открыты для любых вопросов, поэтому доходчиво обьясняли нам этот самый материал. К тому же, лекция была не только теоретической - в заключительной части нам много рассказывали о НГУ, возможностях и условиях учебы там. Рассказали о Летней и Зимней школах, заинтересовали нас, и, например, я в будущую Зимнюю школу еду!»
Тимур Захаров, ученик 9А класса: «Нам рассказали об экспериментах в области теплофизики в научных лабораториях, а также о возможностях посмотреть на эти лаборатории, обучаясь в Зимней школе юного физика «Архимед». Сразу после встречи я подал заявку и прошел предварительный отбор в зимнюю школу СУНЦ НГУ. В зимние каникулы собираюсь познакомиться с инфраструктурой Новосибирского государственного университета и пройти курс обучения в физико-математической школе им. М.А. Лаврентьева при НГУ, известной во всем мире, где дают образование по естественным и гуманитарным наукам, погружают в уникальную среду, наполненную исследованиями и экспериментами. Я благодарен администрации лицея за возможность живого общения с представителями РАН, которые открывают мир науки для нас».
После лекции слушатели активно задавали вопросы. Ребят интересовали особенности строения и свойств материалов и конструкций, вопросы поступления в Новосибирский университет, заочное обучение в специализированном учебно-научном центре, студенческая жизнь. В свою очередь, профессорам понравились активность и неподдельный интерес к науке наших лицеистов.
Марсель Марков, ученик 9А класса: «На первой лекции мы много узнали о теплофизике в целом, ее важности и аспектах. Я считаю, выживание человечества во многом зависит от достижений в данной области физики: грамотное использование знаний позволит нам подобраться ближе к вопросу о колонизации других космических тел, таких как Марс.
На второй лекции нам рассказали о крупном разделе физике, занимающейся изучением деформации тел. Было раскрыто немало тонкостей, характеризирующих прочность и стойкость материалов, а также факторы, влияющие на них. Немаловажное место имело обсуждение проблемы хладостойкости материалов в условиях Крайнего Севера, которое остро стоит в нашей республике. По моему мнению, достижения ученых в этой области позволят не только решить проблемы хрупкости конструкций в холодных частях света, но и позволят конструировать дешевые ракеты из стали, которая при криогенных температурах увеличивает свою прочность на 50%».
В целом, лекции оставили только положительные эмоции. В планах реализации проекта – дальнейшее сотрудничество лицея с научными институтами РАН, научно-популярные увлекательные лекции ведущих ученых, которые помогут привлечь ценные кадры в науку.
Гаврильева Ульяна Адамовна, учитель английского языка,
Перевознюк Елена Семеновна, учитель математики
МОБУ «Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова»
Большаков А.М., доктор технических наук, член-корреспондент РАН
Марчук И.В., доктор физико-математических наук